MENU
Главная » Статьи » Обучение Вождению » Правила (ПДД)

ПДД Украины

Общие положения

1.1 Данные Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, касающиеся особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т. п.), должны основываться на требованиях данных Правил.

1.2 В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.

1.3 Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования данных Правил, а также быть взаимно вежливыми.

1.4 Каждый участник дорожного движения вправе рассчитывать на то, что и другие участники выполняют данные Правила.

1.5 Действия или бездействие участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.

Лицо, создавшее такие условия, обязано неза­медлительно принять меры по обеспечению без­опасности дорожного движения на этом участке до­роги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить уполномоченному подразделению Национальной полиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.

1.6 Использовать дороги не по их назначению разрешается с учетом требований статей 36-38 Закона Украины «Об автомобильных дорогах».

1.7 Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности.

1.8 Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных данными Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.

1.9 Лица, нарушающие данные Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.

1.10 Термины, которые приведены в данных Правилах, имеют такое значение:

  • автобус — автомобиль с количеством мест для сидения более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
  • автомагистраль — автомобильная дорога, которая:
  • специально построена и предназначена для движения транспортных средств, не предназначена для въезда на прилегающую территорию или выезда с нее;
  • имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой;
  • не пересекает на одном уровне другие дороги, железнодорожные и трамвайные пути, пешеходные и велосипедные дорожки, пути прохода животных, имеет ограждения на обочинах и разделительной полосе и ограждена сеткой;
  • обозначена дорожным знаком

5.1

знак 5.1 Автомагистраль
  • автомобильная дорога, улица (дорога) – часть территории, в частности в населенном пункте, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально проложенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей);
  • автомобильные дороги государственного значения – автомобильные дороги общего пользования, к которым относятся международные, национальные и региональные автомобильные дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками;
  • автопоезд (транспортный состав) – механическое транспортное средство, соединенное с одним или несколькими прицепами с помощью сцепного устройства;
  • безопасная дистанция – расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же самой полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки даст возможность водителю транспортного средства, движущегося сзади, предотвратить столкновение без осуществления какого-либо маневра;
  • безопасный интервал – расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств, или между ними и другими объектами, при котором гарантирована безопасность дорожного движения;
  • безопасная скорость – скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;
  • буксировка – перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации автопоездов (транспортных составов), на жесткой или гибкой сцепке или способом частичной погрузки на платформу или специальное опорное приспособление;
  • велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем;
  • велосипедист – лицо, управляющее велосипедом;
  • велосипедная дорожка – выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием, которая предназначена для движения на велосипедах и обозначена дорожным знаком

4.12

знак 4.12 Дорожка для велосипедистов
  • видимость в направлении движения – максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и размещение участников движения, которое дает возможность водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности, для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра;
  • владелец транспортного средства – физическое или юридическое лицо, обладающее имущественными правами на транспортное средство и подтвержденными соответствующими документами;
  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя (удостоверение тракториста-машиниста, временное разрешение на право управления транспортным средством, временный талон на право управления транспортным средством) соответствующей категории. Водителем также является лицо, которое обучает управлению транспортным средством, находясь непосредственно в транспортном средстве;
  • вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием участника дорожного движения, появлением препятствия для движения;
  • габаритно-весовой контроль – проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прицепа и груза на соответствие установленным нормам габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится в соответствии с установленным порядком на стационарных или передвижных пунктах габаритно-весового контроля;
  • газон – участок однородной территории с дерновым покровом, искусственно созданный путем посева и выращивания дернообразующих трав (преимущественно многолетних злаков) или одернованием;
  • главная дорога – дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначаемая знаками

1.22, 1.23.1, 1.23.2, 1.23.3, 1.23.4, 2.3

знак 1.22 Пересечение со второстепенной дорогой знак 1.23.1 Примыкание второстепенной дороги знак 1.23.2 Примыкание второстепенной дороги знак 1.23.3 Примыкание второстепенной дороги знак 1.23.4 Примыкание второстепенной дороги знак 2.3 Главная дорога

Наличие на второстепенной дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;

  • грузовой автомобиль – автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;
  • дневные ходовые огни – внешние световые устройства белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток;
  • дорожная обстановка – совокупность факторов, характеризующих дорожные условия, наличие препятствий на определенном участке дороги, интенсивность и уровень организации дорожного движения (наличие и состояние дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров), которые должен учитывать водитель при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством;
  • дорожно-транспортное происшествие – событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб;
  • дорожные работы – работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения;
  • дорожные условия – совокупность факторов, которые характеризуют (с учетом времени года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;
  • железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
  • жилая зона – дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком

5.31

знак 5.31 Жилая зона
  • колонна пешеходов – организованная группа людей,движущихся по проезжей части в одном направлении;
  • колонна транспортных средств – организованная группа из трех и более транспортных средств, движущихся вместе в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;
  • край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств) – видимая условная или обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее прилегания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке;
  • крайнее положение на проезжей части – положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
  • легковой автомобиль – автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
  • маневрирование (маневр) – начало движения, перестроение транспортного средства в движении с одной полосы на другую, поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части, движение задним ходом;
  • маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) – автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;
  • механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт;
  • микроавтобус – одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати, включая место водителя;
  • мопед – двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
  • мост – сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и прочие препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
  • мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и прочие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг;
  • населенный пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначаются дорожными знаками

5.45, 5.46, 5.47, 5.48

знак 5.45 Начало населенного пункта знак 5.46 Конец населенного пункта знак 5.47 Начало населенного пункта знак 5.48 Конец населенного пункта
  • недостаточная видимость – видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п.;
  • обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения;
  • обзорность – объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
  • обочина – выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, прилегающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных данными Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней);
  • ограниченная обзорность – видимость дороги в направлении движения, которая ограничена геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и другими объектами, а также транспортными средствами;
  • опасность для движения – изменение дорожной обстановки (в том числе появление движущегося объекта, который приближается к полосе движения транспортного средства или пересекает ее) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться.
  • Отдельным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы транспортного средства другого транспортного средства навстречу общему потоку;
  • опережение – движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе;
  • ослепление – физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
  • оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, которые вызвали необходимость проведения работниками полиции мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства;
  • остановка – прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более , если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров или погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований данных Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т. п.);
  • островок безопасности – техническое средство регулирования дорожного движения на наземных пешеходных переходах, конструктивно выделенное над проезжей частью дороги и предназначенное для использования в качестве защитного элемента для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится часть разделительной полосы, через которую пролегает пешеходный переход;
  • пассажир – лицо, которое пользуется транспортным средством и пребывает в нем, но не причастное к управлению им;
  • перевозка организованных групп детей – одновременная перевозка десяти и более детей с руководителем, ответственным за их сопровождение во время поездки (на группу из тридцати и более детей назначается дополнительно медицинский работник);
  • перекресток – место пересечения, прилегания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются воображаемые линии между началом закруглений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место прилегания к дороге выезда с прилегающей территории;
  • пешеход – лицо, принимающее участие в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
  • пешеходная дорожка – дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком

4.13

знак 4.13 Дорожка для пешеходов
  • пешеходный переход – участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками

5.35.1, 5.35.2, 5.36.1, 5.36.2, 5.37.1 5.37.2

знак 5.35.1 Пешеходный переход знак 5.35.2 Пешеходный переход знак 5.36.1 Подземный пешеходный переход знак 5.36.2 Подземный пешеходный переход знак 5.37.1 Надземный пешеходный переход знак 5.37.2 Надземный пешеходный переход

дорожной разметкой, пешеходными светофорами.

разметка 1.14.1 Зебра разметка 1.14.2 разметка 1.14.3 Зебра светофор

При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки – шириной тротуаров или обочин. Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым – пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены, или работают в режиме мигания желтого сигнала;

  • полоса движения – продольная полоса на проезжей части шириной не менее 2,75 м, которая обозначена или не обозначена дорожной разметкой и предназначена для движения нерельсовых транспортных средств;
  • преимущество – право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения;
  • препятствие для движения – неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;
  • прилегающая территория – территория, которая прилегает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а предназначена лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т. п. или выезда с них;
  • прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения только в соединении с другим транспортным средством. К этому виду транспортных средств относятся также полуприцепы и прицепы-роспуски;
  • проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы;
  • путепровод – инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по ней на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу;
  • разделительная полоса – выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки

1.1, 1.2

разметка 1.1 Узкая сплошная разметка 1.2 Широкая сплошная

элемент автомобильной дороги, который разделяет смежные проезжие части. Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на разделительной полосе тротуара на нем разрешается движение пешеходов;

  • разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, которая установлена технической характеристикой транспортного средства как максимально допустимая;
  • разрешенная максимальная масса автопоезда – это сумма разрешенной максимально допустимой массы каждого транспортного средства, входящего в состав автопоезда;
  • регулировщик – работник полиции, регулирующий дорожное движение в форменной одежде повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала с помощью жезла, свистка.
  • К регулировщикам приравниваются работники военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, которые имеют соответствующие удостоверения, нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом или светоотражателем, красный фонарь или флажок и выполняют регулирование в форменной одежде;
  • рельсовое транспортное средство – трамвай и платформы со специальным оборудованием, которые двигаются по трамвайным путям. Все другие транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении, считаются нерельсовыми;
  • стоянка – прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, несвязанным с необходимостью выполнения требований данных Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, погрузкой (разгрузкой) груза;
  • темное время суток – часть суток от захода до восхода солнца;
  • тормозной путь – расстояние, которое проходит транспортное средство время экстренного торможения с начала осуществления воздействия на механизм управления тормозной системой (педаль, рукоятку) до места его остановки;
  • трамвайный путь – элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 данных Правил;
  • транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
  • тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который прилегает к проезжей части или отделен от нее газоном;
  • усовершенствованное покрытие – цементобетонное, асфальтобетонное, железобетонное или армобетонное сборное покрытие, покрытия из брусчатки и мозаики, сборное покрытие из малоразмерных бетонных плит, из щебня и гравия, обработанных органическими и вяжущими материалами;
  • уступить дорогу – требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость;
  • участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных;
  • эксплуатация транспортного состава – транспортирование тягачом прицепа в соответствии с инструкцией по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страховочного соединения, единой системы сигнализации, освещения и т. п.);
  • эстакада – инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятие одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, не имеющей съездов на другую дорогу.

Обязанности и права водителей механических транспортных средств

2.1.Водитель механического транспортного средства должен иметь при себе:

  • а) удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • б) регистрационный документ на транспортное средство (для транспортных средств Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Госпогранслужбы, Госспецтрансслужбы, Госспецсвязи, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты – технический талон);
  • в) в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств - разрешение, выданное уполномоченным органом МВД, а в случае установления проблескового маячка оранжевого цвета на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах — разрешение, выданное уполномоченным подразделением Национальной полиции;
  • г) на маршрутных транспортных средствах — схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах, которые перевозят опасные грузы, — документацию в соответствии с требованиями специальных правил;
  • ґ) полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители, которые в соответствии с законодательством освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение).

2.2. Владелец транспортного средства, а также лицо, которое использует такое транспортное средство на законных-основаниях, могут передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории. Владелец транспортного средства может передавать такое средство в пользование другому лицу, имеющему удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории, передав ему регистрационный документ на это транспортное средство.

2.3. Для обеспечения безопасности дорожного движения водитель обязан:

  • а) перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состояние и комплектность транспортного средства, правильность размещения и крепления груза;
  • б) быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге;
  • в) на автомобилях, оборудованных средствами пассивной безопасности (подголовники, ремни безопасности), пользоваться ими и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Разрешается не пристегиваться лицу, обучающему вождению, если за рулем ученик, а в населенных пунктах, кроме этого, водителям-инвалидам, водителям и пассажирам оперативных и специальных транспортных средств и такси;
  • г) во время движения на мотоцикле и мопеде быть застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутых мотошлемов;
  • ґ) не загрязнять проезжую часть и полосу отвода автомобильных дорог;
  • д) не создавать своими действиями угрозы безопасности дорожного движения;
  • е) сообщать дорожно-эксплуатационным организациям или уполномоченным подразделениям Национальной полиции о выявлении фактов создания помех дорожному движению;
  • є) не совершать действий, в результате которых могут быть повреждены автомобильные дороги и их элементы, а также нанесен ущерб пользователям.

2.4. По требованию работника полиции водитель должен остановиться с соблюдением требований настоящих Правил, а также:

  • а) предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1;
  • б) дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
  • в) дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований, в том числе провести с использованием специальных устройств (приборов) проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.

2.4-1. В месте проведения габаритно-весового контроля по требованию работника пункта габаритно-весового контроля или полицейского водитель грузового автомобиля (в том числе механического транспортного средства) должен остановиться с соблюдением требований данных Правил, а также:

  • а) передать для проверки документы, указанные в по пунктах «а», «б» и «г» пункта 2.1 данных Правил;
  • б) предоставить транспортное средство и прицеп (при наличии) для весового и/или габаритного контроля в соответствии с установленной процедурой.

2.4-2. При выявлении во время проведения габаритно-весового контроля несоответствия фактических весовых и/или габаритных параметров установленным нормам и правилам движение такого транспортного средства и/или прицепа запрещается до получения в установленном порядке разрешения на проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, о чем составляется соответствующий акт.

2.4-3 На участках дорог в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района по требованию уполномоченного лица Госпогранслужбы водитель должен остановиться с соблюдением требований этих Правил, а также:

  • a) предъявить для проверки документы, указанные в подпункте "б" пункта 2.1;
  • б) предоставить возможность осмотреть транспортное средство и проверить номера его агрегатов.

2.5. Водитель должен по требованию полицейского пройти в установленном порядке медицинский осмотр с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции.

2.6. По решению полицейского при наличии соответствующих оснований водитель обязан пройти внеочередной медицинский осмотр с целью определения способности безопасно управлять транспортным средством.

2.7. Водитель, кроме водителей транспортных средств дипломатических и других представительств иностранных государств, международных организаций, оперативных и специальных транспортных средств, должен предоставлять транспортное средство:

  • а) полицейским и работникам здравоохранения для доставки в ближайшее учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в экстренной (скорой) медицинской помощи;
  • б) полицейским для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием правонарушителей, доставкой их в органы Национальной полиции, и для транспортирования поврежденных транспортных средств.

Примечания:

  • 1. Для транспортировки поврежденных транспортных средств привлекаются только грузовые автомобили.
  • 2. Лицо, которое воспользовалось транспортным средством, должно выдать справку с указанием пройденного расстояния, продолжительности поездки, своей фамилии, должности, номера удостоверения, полного наименования своего подразделения или организации.

2.8. Водитель-инвалид, управляющий мотоколяской или автомобилем, обозначенными опознавательным знаком

Инвалид

может отступать от требований дорожных знаков

3.1, 3.2

знак 3.1 Движение запрещено знак 3.2 Движение механических транспортных средств запрещено

3.35 - 3.38

знак 3.35 Стоянка запрещена знак 3.36 Стоянка запрещена по нечетным числам месяца знак 3.37 Стоянка запрещена по четным числам месяца знак 3.38 Зона ограниченной стоянки

а также знака

3.34

знак 3.34 Остановка запрещена

при наличии под ним таблички

7.18

табличка 7.18 Кроме инвалидов

2.9. Водителю запрещается:

  • а) управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
  • б) управлять транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание;
  • в) управлять транспортным средством, не зарегистрированным в уполномоченном органе МВД, или не прошедшим ведомственную регистрацию в случае, если законом установлена обязательность ее проведения, без номерного знака или с номерным знаком, который:
  • не принадлежит этому средству;
  • не отвечает требованиям стандартов;
  • закреплен не в установленном для этого месте;
  • закрыт другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20 м;
  • неосвещенный (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости) или перевернутый;
  • г) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, в болезненном состоянии;
  • ґ) передавать управление транспортным средством лицам, которые не имеют при себе удостоверения на право управления им, если это не касается обучения вождению в соответствии с требованиями раздела 24 данных Правил;
  • д) во время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств при выполнении ими неотложного служебного задания).

2.10. В случае причастности к дорожно-транспортному происшествию водитель обязан:

  • а) немедленно остановить транспортное средство и оставаться на месте происшествия;
  • б) включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 9.10 данных Правил;
  • в) не перемещать транспортное средство и предметы, которые имеют отношение к происшествию;
  • г) принять возможные меры для оказания домедицинской помощи пострадавшим, вызвать бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи, а в случае отсутствия возможности принять указанных мероприятий обратиться за помощью к присутствующим и отправить пострадавших в учреждения здравоохранения;
  • ґ) в случае невозможности выполнить действия, перечисленные в подпункте «г» пункта 2.10 данных Правил, отвезти пострадавшего в ближайшее лечебное заведение своим транспортным средством, предварительно зафиксировав расположение следов происшествия, а также положение транспортного средства после его остановки; в лечебном заведении сообщить свою фамилию и номерной знак транспортного средства (с предъявлением удостоверения водителя или другого документа, удостоверяющего личность, регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться на место происшествия;
  • д) сообщить о дорожно-транспортном происшествии в орган или уполномоченное подразделение Национальной полиции, записать фамилии и адреса очевидцев, ожидать прибытия полицейских;
  • е) принять все возможные меры для сохранения следов происшествия, ограждения их и организовать объезд места происшествия;
  • є) до проведения медицинского осмотра не употреблять без назначения медицинского работника алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме тех, которые входят в официально утвержденный состав аптечки).

2.11. Если вследствие дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших и не причинен материальный ущерб третьим лицам, а транспортные средства могут безопасно двигаться, водители (при наличии взаимного согласия в оценке обстоятельств случившегося) могут прибыть к ближайшему посту или в орган Национальной полиции для оформления соответствующих материалов, предварительно составив схему происшествия и поставив подписи под ней.

Третьими лицами считаются другие участники дорожного движения, которые в связи с обстоятельствами оказались причастными к дорожно-транспортному происшествию.

В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств, указанных в действующем договоре обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, при условии эксплуатации таких транспортных средств лицами, ответственность которых застрахована, отсутствия травмированных (погибших) людей, а также при условии достижения согласия водителей таких транспортных средств относительно обстоятельств совершения дорожно-транспортного происшествия, при отсутствии у них признаков алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции, и в случае составления такими водителями совместного уведомления о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с установленным Моторным (транспортным) страховым бюро образцом. В таком случае водители упомянутых транспортных средств после составления ими указанного в настоящем пункте уведомления освобождаются от обязательств, предусмотренных подпунктами «д»-«є» пункта 2.10 этих Правил.

2.12. Владелец транспортного средства имеет право:

  • а) доверять в установленном порядке распоряжение транспортным средством другому лицу;
  • б) на возмещение расходов в случае предоставления транспортного средства полицейским и работникам органов здравоохранения в соответствии с пунктом 2.7 этих Правил;
  • в) на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности дорожного движения;
  • г) на безопасные и удобные условия для движения;
  • ґ) запрашивать оперативную информацию о дорожных условиях и направлениях движения.

2.13. Право на управление транспортными средствами лицам может быть предоставлено:

  • мототранспортными средствами и мотоколясками (категории A1, A ) – с 16-летнего возраста;
  • автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами, которые эксплуатируются на улично-дорожной сети, всех типов (категории B1, B, C1, C ), за исключением автобусов, трамваев и троллейбусов, – с 18-летнего возраста;
  • автомобилями с прицепами или полуприцепами (категории BE, C1E, CE ), а также теми, которые предназначены для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, – с 19-летнего возраста;
  • автобусами, трамваями и троллейбусами (категории Dl, D, D1E, DE, T ) – с 21-летнего возраста.

Транспортные средства относятся к следующим категориям:

  • А1 - мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт;
  • А - мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более;
  • В1 - квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов;
  • В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов) , а количество мест для сидения, кроме сидения для водителя, – восьми, состав транспортных средств с тягачом B и прицепом, полная масса которого категории не превышает 750 килограммов;
  • С1 - предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • С - предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • D1 - предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16, состав транспортных средств с тягачом категории D1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • D - предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, более 16, состав транспортных средств с тягачом категории D и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • ВЕ, С1Е, СЕ, D1E, DE - составы транспортных средств с тягачом категории B, C1, C, D1 или D и прицепом, полная масса которого превышает 750 килограммов;
  • Т - трамваи и троллейбусы.

2.14. Водитель имеет право:

  • а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам или другим местам, где движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с данными Правилами;
  • б) исключен;
  • в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;
  • г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;
  • ґ) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения;
  • д) обжаловать действия работника полиции в случае нарушения им законодательства;
  • е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.

Движение транспортных средств со специальными сигналами

3.1. Водители оперативных транспортных средств, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 8 (кроме сигналов регулировщика), 10 - 18 , 26 , 27 и пункта 28.1 данных Правил при условии включения проблескового маячка синего или красного цвета и специального звукового сигнала и обеспечения безопасности дорожного движения. При отсутствии необходимости дополнительного привлечения внимания участников дорожного движения специальный звуковой сигнал может быть выключен.

3.2. В случае приближения транспортного средства с включенным синим проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом водители других транспортных средств, которые могут создавать ему препятствие для движения, обязаны уступить ему дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанного транспортного средства (и сопровождаемых им транспортных средств). На транспортных средствах, движущихся в сопровождаемой колонне, должен быть включен ближний свет фар.

Если на таком транспортном средстве включены проблесковые маячки синего и красного или только красного цвета, водители других транспортных средств обязаны остановиться у правого края проезжей части (на правой обочине). На дороге с разделительной полосой это требование обязаны выполнить водители транспортных средств, движущихся в попутном направлении.

3.3. Если во время сопровождения колонны транспортных средств, на транспортном средстве, движущемся впереди колонны, включены проблесковые маячки синего и красного или только красного цвета, колонну должно замыкать транспортное средство с включенным зеленым или синим и зеленым проблесковыми маячками, после проезда которого отменяются ограничения на движение других транспортных средств.

3.4. Запрещается осуществлять обгон и опережение транспортных средств с включенными проблесковыми маячками синего и красного или только красного цвета и зеленого или синего и зеленого цвета и сопровождаемых ими транспортных средств (колонны), а также двигаться по смежным полосам со скоростью колонны или занимать место в колонне.

3.5. Приближаясь к неподвижному транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (или без включенного специального звукового сигнала), стоящему на обочине (около проезжей части) или на проезжей части, водитель должен снизить скорость до 40 км/ч и в случае подачи регулировщиком соответствующего сигнала остановиться. Продолжать движение можно только с разрешения регулировщика.

3.6. Включение проблескового маячка оранжевого цвета на транспортных средствах с опознавательным знаком

Дети

знак дети

, на механических транспортных средствах дорожно-эксплуатационной службы во время выполнения работы на дороге, на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах не дает им преимущества в движении, а служит для привлечения внимания и предупреждения об опасности. При этом водителям транспортных средств дорожно-эксплуатационной службы во время выполнения работы на дороге разрешается отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков приоритета

знак 2.1 Уступить дорогу знак 2.2 Проезд без остановки запрещен знак 2.3 Главная дорога знак 2.4 Конец главной дороги знак 2.5 Преимущество встречного движения знак 2.6 Преимущество перед встречным движением

и знаков

3.21 – 3.23

знак 3.21 Въезд запрещен знак 3.22 Поворот направо запрещен знак 3.23 Поворот налево запрещен

дорожной разметки, а также пунктов 11.2 , 11.5 - 11.10 , 11.12 , 11.13 , подпунктов «б», «в», «ґ» пункта 26.2 данных Правил) при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Водители других транспортных средств не должны препятствовать их работе.

 

 

Категория: Правила (ПДД) | Добавил: strobin (10.01.2018)
Просмотров: 228 | Теги: ПДД Украины | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0